Летні аздараўленчы перыяд

Інструктыўна-метадычнае пісьмо Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь "Аб арганізацыі летняй аздараўленчай работы ва установах дашкольнай адукацыі

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

 

________________А.В. Кадлубай

29 мая 2023 г.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ,

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»

 

ОБЩИЕ положения

 

Инструктивно-методическое письмо распространяет свое действие на учреждения дошкольного образования, иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования).

Целью деятельности учреждений образования является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья воспитанников, в том числе детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), их эмоционального благополучия.

Деятельность учреждений образования в летний период должна быть направлена на реализацию следующих задач:

формирование культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста посредством организации и проведения комплекса мероприятий, в том числе создания здоровьесберегающей предметно-развивающей среды, направленных на повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников, в том числе с ОПФР;

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности на основе практического применения детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОПФР, правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций в различных видах детской деятельности;

формирование основ эстетической культуры воспитанников средствами музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.

Подготовка учреждений образования к организации деятельности в летний период в рамках межведомственного взаимодействия осуществляется структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, районных (городских) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – структурные подразделения), учреждениями образования совместно с иными государственными органами и организациями: структурными подразделениями в сфере здравоохранения, учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии), органами государственного пожарного надзора, управлениями (отделами) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иными заинтересованными.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летних каникул в учреждении образования составляет 92 дня.

Для обеспечения здоровьесберегающих и безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, структурное подразделение издает приказ о подготовке и организации деятельности учреждений образования в летний период.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении образования организуется работа по выявлению у их родителей (законных представителей) потребности в учреждениях образования в летний период. Очень важным в данный период является проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников о целях деятельности учреждений образования в летний период, реализуемых задачах и проводимых мероприятиях, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс (участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, в том числе организации оздоровления детей в условиях семейного воспитания и пр.).

Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса в летний период для воспитанников с расстройствами аутистического спектра с учетом рекомендаций центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивается их персональное сопровождение педагогическим работником.

В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения образования или их закрытие.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений образования взаимодействуют по вопросам организации и контроля санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещений и др.

С целью обеспечения бесперебойного и безопасного функционирования учреждений образования, организации качественного здоровьесберегающего образовательного процесса необходимо обеспечить их готовность к деятельности в летний период. А именно:

готовность персонала (укомплектованность педагогическими, медицинскими, иными работниками);

готовность материально-технической базы (исправность инженерных систем зданий и сооружений (в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов), оснащенность средствами обучения, оборудованием для организации разных видов детской деятельности, в том числе для детей с ОПФР);

готовность научно-методического обеспечения (наличие учебных изданий (для педагогических работников, для воспитанников), учебно-методической и учебно-программной документации);

готовность зданий, сооружений, территории, иных объектов (наличие и исправность стационарного игрового и спортивного, в том числе надворного, оборудования, плескательных бассейнов, многофункциональных песочниц с закрывающимися крышками, заполненных песком (с соответствующими сопроводительными документами); функционирование поливочных систем, имеющих отведение воды в ливневую канализацию, засетченность окон в учреждении образования, покрытие игровых площадок травяным либо утрамбованным грунтом и др.).

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З).
  2. Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» (в ред. Закона Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 92-З).
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2022 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 6 января 2023 г.).
  4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2016 г. № 67).
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 сентября 2009 г. № 69).
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. №261).
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 2 сентября 2019 № 148) (Перечень и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся при получении ими дошкольного образования, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий).
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июня 2018 г. № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 марта 2023 г. № 61).
  9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися» (Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правила безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования, Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания).
  10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
  12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования».
  13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 60 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
  14. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (в ред. Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2021 г. № 85) (Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением).
  15. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 июня 2021 г. № 781 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся»).

Иные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты, локальные правовые акты.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам раннего и дошкольного возраста осваивать навыки ведения здорового образа жизни в разных видах детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, особенно в летний период, содействует его комфортному пребыванию в учреждении образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении образования организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229), перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50), перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75), перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе с ОПФР, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории учреждения образования, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Допускается использование в образовательном процессе физкультурно-спортивного и игрового оборудования на территории учреждения образования, спортивного инвентаря по конструкции, размерам, применяемым материалам соответствующих возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов. Оборудование и инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

При организации различных видов детской деятельности, в том числе познавательной, игровой и трудовой, важно обеспечить воспитанников инвентарем и игровым оборудованием. При этом детский инвентарь и игровое оборудование должны находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку согласно времени года и возрасту обучающихся.

Целесообразно использовать в образовательном процессе с учетом возраста воспитанников исправные и безопасные средства обучения и воспитания (например, ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на земельном участке с прочным креплением рукояток и др.).

При организации развивающей предметно-пространственной среды не менее важны эргономичность и полифункциональность используемых материалов, возможность обеспечения свободного использования таких материалов воспитанниками.

В летний период для организации разных видов детской деятельности это могут быть: разнообразный природный, бросовый материал (например, гладкие камешки разного размера, крупные семена растений, иное), коврики разной фактуры, емкости, мягкие модули, маты, ширмы и пр. Эти и иные материалы возможно использовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, подвижных и дидактических играх, опытах и экспериментах, при организации места для отдыха (уединения) воспитанников. Структура материалов, их разнообразие, размещение и использование в помещениях и на территории учреждения образования помогут вызвать у ребенка положительные эмоции, обеспечат возможность его участия как в совместной с воспитанниками коллективной деятельности, так и для индивидуальной самостоятельной деятельности.

Гибкость и вариативность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается за счет:

наличия в каждой возрастной группе учреждения образования, а также на его территории оптимально организованных мест для разных видов детской деятельности с использованием разнообразных средств обучения, игрового и спортивного оборудования (инвентаря), обеспечивающих их свободный выбор воспитанниками, в том числе с ОПФР;

периодической сменяемости игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, их самостоятельную двигательную деятельность.

Трансформируемость и содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от организуемой педагогическим работником деятельности с воспитанниками с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, тематики проводимых мероприятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.

При создании развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников с ОПФР дополнительно необходимо обеспечивать визуализацию распорядка дня обучающихся, пространственных зон учреждения образования, минимизацию количества раздражителей и барьеров в помещении, коррекционную направленность педагогических мероприятий с воспитанниками, в том числе средствами адаптивной физической культуры.

Организация образовательного пространства (в здании учреждения образования и на его участке) и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (например, мячи разного диаметра из разных материалов, кегли, скакалки разной длины, серсо, самокаты, велосипеды (трех- и двухколесные), инвентарь для организации и проведения игр с водой и песком, обучения элементам спортивных игр, специальные инструменты для организации труда в природе (лейки, тяпки, лопатки, грабли, ведра и др.), природный, бросовый материал, маски и другие элементы для организации подвижных игр, игр-драматизаций, театрализованных постановок, оборудование и атрибуты специально организованных автоплощадок и автогородков (детские автомобили, дорожные знаки, жезл и др.) должны обеспечивать:

возможность проведения разных видов детской деятельности (предметной, познавательной практической, общения, игровой, трудовой и художественной);

двигательную активность и эмоциональное благополучие воспитанников;

возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать для каждого воспитанника, в том числе с ОПФР, инвалидностью, психологическую комфортность и доступность:

всех помещений, участков (площадок) территории учреждения образования, где осуществляется образовательный процесс;

ко всем средствам обучения, игровому, спортивному оборудованию (инвентарю), материалам, учебным изданиям и др., обеспечивающим их активное участие во всех видах детской деятельности.

В целях обеспечения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса при организации разных видов детской деятельности не должны использоваться игры (игрушки), которые:

носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);

унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребёнка;

вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, способствующий развитию игромании;

способствуют появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.

Во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которые проводятся с воспитанниками ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.)

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности включают утреннюю гимнастику; подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках; физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья; самостоятельную двигательную деятельность воспитанников. Они направлены на обогащение и накопление двигательного опыта воспитанников; закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, равновесие; развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость); овладение техникой спортивных упражнений (катание на велосипеде, самокате, плавание), элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон) за счет оптимального и вариативного применения предметно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников и др.

В содержание утренней гимнастики с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3—4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке (стадионе);

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Планирование и проведение подвижных игр и физических упражнений на первой и второй прогулках осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их способностей и потребностей. Возможно использование следующих вариантов их проведения:

комплекс подвижных игр (2—3 игры) различной подвижности (малой, средней, высокой) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие (совершенствование) физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

спортивные упражнения и элементы спортивных игр;

игры с элементами спортивного ориентирования;

комплекс подвижных игр (2—3 игры), в том числе белорусских народных игр, разной подвижности и с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников, их физические, нравственно-волевые качества, интеллектуальные способности.

Физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья как формы коллективного, деятельного отдыха, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствуют развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждают каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм.

Тематика мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должна отражать специфику летнего периода.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении образования. Она способствует проявлению ребенком уровня своих двигательных, игровых, коммуникативных умений в наибольшей степени. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в летний период необходимо создание следующих условий:

включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность воспитанника (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения воспитанником физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений воспитанников, выполнения ими физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.

При организации и проведении мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности должен соблюдаться индивидуально-дифференцированный подход с учетом:

физической подготовленности воспитанников (развитие двигательных умений и навыков, физических качеств, двигательных способностей (координационные, скоростно-силовые, силовые).

Так, задания для воспитанников, имеющих высокие показатели физической подготовленности, должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие их двигательных способностей (выполнение знакомых упражнений в новых сочетаниях, из нового исходного положения, в новых условиях и пр.). При выполнении воспитанниками с низкими показателями физической подготовленности заданий (игры, игровые упражнения и пр.) необходимо акцентировать внимание на технику выполнения детьми основных видов движений.

уровней двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети);

Для гиперподвижных воспитанников подбираются задания, требующие сдержанности, точности двигательных действий (например, разные виды бросания, ловли и метания и др.), обеспечивающие чередование интенсивных движений с менее интенсивными. В целях формирования у малоподвижных воспитанников интереса к движениям необходимо привлекать их к участию в спортивных упражнениях, подвижных играх, в которых основными движениями являются бег, прыжки. Целесообразно и эффективно использование спортивного инвентаря, оборудования, игрушек, активизирующих двигательную активность таких детей (например, мячи, скакалки, батуты, спортивные тренажеры, велосипеды, самокаты и др.).

состояния здоровья воспитанников (основная, подготовительная, специальная медицинская группы, группы лечебной физической культуры);

пола воспитанников (девочки, мальчики).

Для развития навыков здорового образа жизни, развития у воспитанников общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и общих координационных способностей, гибкости, а также обучению детей ориентировке на местности и др. в мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет включают различные формы организации пешего туризма (экскурсии, прогулки, пешеходные (туристские) прогулки и пр.).

Учитывая значительный познавательный потенциал экскурсий и прогулок в рамках их проведения необходимо также формировать у детей представления о родном крае, достопримечательностях родного города (села), столицы Республики Беларусь, растениях и животных ближайшего окружения, природных символах нашей страны (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер и др.), воспитывать нравственное, эмоционально-положительное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения и др.

Организация экскурсий (прогулок) за пределы учреждения образования осуществляется в целях формирования объективного отношения к историческому прошлому, сохранению и укреплению единства нашего народа, уважения к культурно-историческому и природному наследию.

Решение вышеназванных и иных задач будет наиболее эффективным при посещении достопримечательностей столицы, городов Республики Беларусь, скульптурно-архитектурных объектов, сооружений, заповедников, парков, скверов и пр.

Требования по обеспечению безопасности обучающихся при организации и проведении экскурсии (иных мероприятий, проводимых за территорией учреждения образования), наличию и ведению соответствующей документации определены Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, Правилами безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227).

Важным средством укрепления здоровья воспитанников является закаливание при условии, что оно органично включено в комплекс различных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания с учетом возраста воспитанников необходимо включать в компоненты распорядка дня, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения образования, возраста обучающихся);

дневной (ночной) сон при открытых форточках (избегая сквозняков);

ходьба босиком по траве, песку;

физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде;

умывание в течение дня, в том числе прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой;

индивидуальное закаливание в семье и др.

Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:

изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (например, деревьев, цветов и др.), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник (монотипия, кляксография, ниткография, пластилинография (модульная, мозаичная, контурная) и др., смешанные техники);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, рельефы (декоративные пластинки);

аппликационная деятельность (коллективная и индивидуальная): создание плоскостных, полуобъемных изображений из разных материалов (бумага, соломка, ткань, природные и дополнительные материалы и др.), с элементами флористики, коллажи;

конструирование техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов и пр.);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн подарков к праздникам, дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (декоративные объекты для интерьера группы, декоративные панно, многоплановые архитектурно-художественные композиции и др.).

Важным является использование продуктивных видов деятельности для развития речи воспитанников с ОПФР. В рамках мероприятий художественно-эстетической направленности рекомендуется закреплять умения рассказывать о выполняемой работе, вступать в диалог с педагогическим работником, со сверстниками, обогащать лексический словарь ребенка и т.д.

В летний период с целью создания эмоционального комфорта воспитанников целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение конкурсов с различными номинациями, развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными, природными и дополнительными материалами, содействуют формированию (развитию) и закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с водой, песком.

В летний период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в разных компонентах распорядка дня;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игрмузыкальных викторин и др.;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (например, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

элементарное музицирование воспитанников (соло, ансамбль, оркестр);

самостоятельная музыкальная деятельность воспитанников (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы;

музыкальные игры с пением, хороводы;

подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей;

игры с музыкальными инструментами;

музыкальные игры-релаксации.

В летний период для создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение тематических развлечений, праздников и других мероприятий.

В целях формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников с учетом их возраста важно включать в содержание развлечений, праздников и иных мероприятий материал, направленный на воспитание уважительного отношения воспитанников к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны и др.

В рамках исполнения приказа Министра образования № 368 от 25 мая 2022 г. «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» в учреждениях образования необходимо провести торжественные линейки с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком), приуроченных Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики).

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение воспитанников к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, учебной программой по образовательной области «Искусство» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью» (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2017 г. № 108), включаются в компоненты распорядка дня и разные виды детской деятельности. Формы деятельности, в которых применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения образования и его деятельности в летний период.

В целях повышения качества взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их физического и эстетического развития в учреждении образования и в условиях семейного воспитания необходимо обеспечить участие родителей (законных представителей) воспитанников в образовательном процессе. А именно:

в различных мероприятиях физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности (утренняя гимнастика, физические и спортивные упражнения, обучение элементам спортивных игр, развлечения, праздники, дни здоровья и др.);

в изготовлении соответствующих атрибутов (маски, медали, нетрадиционный физкультурный инвентарь и пр.) для мероприятий активного отдыха, подвижных игр;

в организации и проведении прогулок и экскурсий за пределы учреждения образования совместно с работниками учреждения образования в и др.

Также целесообразно:

включать вопросы профилактики уличного и бытового травматизма, соблюдения правил поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов (например, запрещение организации игр на воде, связанных с нырянием, и захватом купающегося, совершении иных действий, которые могут стать причиной несчастного случая, посещение пляжа малолетними детьми без сопровождения взрослых, оставление малолетних детей без присмотра, купания в обводненных карьерах, мелиоративных каналах, прудах-копанях, технологических водных объектах в местах нахождения портов, плотин, дамб, шлюзов, иных гидротехнических сооружений, а также в темное время суток, заплывать за границы, обозначающие акваторию пляжа и др.), дорожно­транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационно­разъяснительной и воспитательно­профилактической направленности с воспитанниками и их законными представителями. Целесообразным будет участие в подобных мероприятиях представителей системы здравоохранения, органов государственного пожарного надзора, управлений (отделов) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иных заинтересованных;

размещать тематические обзоры о проводимых мероприятиях в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях;

осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их законных представителей по указанным направлениям.

 

Особенности организации питания и питьевого режима в учреждении образования в летний период

 

Организация питания в учреждениях образования осуществляется в соответствии с ежегодными Методическими рекомендациями по организации питания в учреждениях образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на объекты общественного питания, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях образования ежедневно проводится                    С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями нормативных правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 C — +15 C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 процентов суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

использовать кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию объектов общественного питания, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летний период особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т.к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении образования. Питьевая вода выносится на улицу, по просьбе детей разливается в пластмассовую посуду одноразового использования или многоразовую посуду для индивидуального пользования ребенком.

В объектах общественного питания запрещается использование одноразовой пластиковой посуды, перечень которой определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14.

свернуть

Летні аздараўленчы перыяд

 

Лета - дзіўная  пара, калі дзецям можна ўдосталь гуляць, бегаць, скакаць. Вельмі важна так арганізаваць жыццё дзяцей дашкольнага ўзросту, каб кожны дзень прыносіў ім нешта новае, быў напоўнены цікавым зместам, каб успаміны аб летнім часе яшчэ доўга цешылі дзяцей.      

ПАВАЖАНЫЯ БАЦЬКІ!
     Звяртаем Вашу ўвагу на тое, што з 1 чэрвеня павялічаны на 10% грашовыя нормы за харчаванне дзяцей. 

Помніце:

  • Прыём дзяцей  ажыццяўляецца з 7.45 да 8.20  штодзённа, акрамя выхадных і святочных дзён.
  • Своечасовы прыход дзіцяці – неабходная  ўмова правільнай рэалізацыі  адукацыйнага працэсу.
  •  Аб немагчымасці  прыходу дзіцяці па  ўважлівай прычыне ў дзіцячы сад, неабходна  абавязкова  паведаміць ў дашкольную  ўстанову;
  • Педагогі гатовы размаўляць з вамі раніцай да 8.20 і пасля 17.00. У іншы час педагог працуе з групай дзяцей і турбаваць яго не рэкамендуецца.
  • Калі дзіця  ідзе ў дзіцячы сад, праверце, ці няма  ў яго жавальнай гумкі, просім Вас не даваць ў дзіцячы сад цукеркі, чыпсы, сухарыкі.
  • Настойліва не рэкамендуем апранаць дзецям залатыя і сярэбраныя ўпрыгожванні, даваць дарагія  цацкі.
  • Перад тым, як прывясці дзіця ў  дзіцячы сад, праверце, ці адпавядае яго адзенне тэмпературы  паветра.
  • Прасачыце, каб  адзенне не было вялікае і не скоўвала яго рухаў. Завязкі і гузікі павінны быць размешчаны так, каб дзіця магло самастойна сябе абслужыць.
  •  Абутак павінен  быць лёгкім, на ліпучцы, адпавядаць памеру нагі дзіцяці, лёгка здымацца і абувацца.
  • Насоўка неабходна дзіцяці як у памяшканні, так і на прагулцы.
  • Абавязкова наяўнасць галаўнога ўбора, камплекта зменнай бялізны: хлопчыкам - футболка, шорты, трусікі, калготкі;  дзяўчынкам – футболка, калготкі, трусікі.

Накірункі  работы на  летні  аздараўленчы перыяд 2024 года

      Безумоўна, галоўная задача аздараўленчага перыяду – умацаванне здароўя дзяцей. Таму  работа калектыву ў летні перыяд будзе накіравана на максімальнае выкарыстанне ўсіх прыродных фактараў на ўмацаванне здароўя дзяцей. Усе рэжымныя моманты (прыём, ранішняя гімнастыка, заняткі, гульні, загартоўваючыя працэдуры) з дзецьмі будуць праводзіцца на свежым паветры. 

    У перыяд летняга аздараўлення прыярытэтным з'яўляецца арганізацыя дзейнасці дзяцей фізкультурна-аздараўленчай і мастацка-эстэтычнай накіраванасці, якая ажыццяўляецца ў спецыяльна арганізаваных формах, рэгламентаваных тыпавым вучэбным планам дашкольнай адукацыі, па адпаведных адукацыйных галінах і нерэгламентаванай дзейнасці выхаванцаў.

    У працэсе арганізацыі  пазнавальна-практычнай дзейнасці будзе звяртацца ўвага на вывучэнне якасцей нежывой прыроды.

  Летам  2024 года  ўстанова дашкольнай адукацыі будзе зачыняцца на правядзенне рамонтных работ з 1 па 5 ліпеня. Таму, неабходна  прадумаць  свой час такім  чынам, каб  дзеці  знаходзіліся пад прыглядам дарослых. Пытанні бяспекі дзяцей дома, выкананне правіл дарожнага руху становяцца асабліва актуальнымі ў летні перыяд: дзеці самастойна гуляюць на вуліцы, катаюцца на ровары. Неабходна строга выконваць тэхніку бяспекі пры арганізацыі гульні на вуліцы: праверка асяроддзя на наяўнасць вострых і вогненебяспечных прадметаў, ядавітых раслін і грыбоў, адсутнасць адчыненых люкаў, падвалаў.

свернуть

Маленькія назіральнікі

Вучыце дзіця назіраць. Дзіця з ранняга дзяцінства праяўляе дапытлівасць. Спачатку яно назірае за асобай маці, якая яго корміць. Падрастаючы, яно ўважліва назірае за рухамі, мімікай тых, хто яго акружае, затым пачынае само пераймаць ўбачанае. Менавіта гэта дапамагае дзіцяці развівацца ў гэтым складаным свеце. Назіранне спрыяе развіццю увагі, уседлівасці, дапытлівасці, мыслення, сэнсарнага ўспрымання і гаворкі, у дзіцяці фармуюцца маральныя якасці.

Назіраючы, у дзіцяці развіваецца гаворка, бо яно не можа назіраць моўчкі. Таму, вучыце дзіцяці разважаць, ўсталёўваць прычынна-следчыя сувязі.

У цудоўныя веснавыя дні, асабліва ў выходныя, паспрабуйце надаваць больш часу прагулак з дзецьмі. Зразумела, большая частка часу на прагулцы будуць займаць рухомыя гульні. Але, усё ж, выпраўляючыся з дзіцем на шпацыр або выязджаючы за горад, паспрабуйце выкарыстоўваць любую магчымасць, каб паназіраць за жывой і нежывой прыродай. Тое, што вы прачытаеце ніжэй, - падказка для вас, тэмы для размоў з дзіцем, пэўны аб'ём ведаў, які трэба даносіць да дзіцяці не адразу, а паступова. Такім чынам, за чым жа можна назіраць у прыродзе?

Сезонныя з'явы. Можна назіраць за бясхмарным небам, лёгкімі пухнатымі воблачкамі. Развівайце фантазію дзіцяці. Назіраючы за аблокамі, прапануйце яму гульню «На што падобна». Прыдумайце казку з «хмарнымі» героямі. Запішыце яе, а ўвечары прачытайце казку . Але вось з'явяцца раптам велізарныя хмары, паляціць вясёлы дожджык-свавольнік, усіх разгоніць, пашуміць і ўцёк.

Ты чуў песню дажджу: «кап-кап-кап»? А ты бачыў вясёлку-дугу? А ці патрэбны дождж і каму? Хто напіўся? Хто памыўся? Мокрыя лаўкі, нельга пасядзець; мокрыя алеі, нельга пабегаць, і тратуар заліты патокамі. Але яны задаволеныя - дождж усіх ўмыў. А хто і ўмыўся, і напіўся - так гэта кусты, дрэвы, кветкі. Дзецям падабаецца «Дожджык» Б. Заходер. Яны з задавальненнем гавораць ўслед за дарослым: «Кап! Кап! »

Звярніце ўвагу дзіцяці на цёплы ласкавы ветрык, што гуляе з лісцем, кветкамі, травой. Раптоўна наляцеў моцны парывісты вецер, зашумеў ў верхавінах дрэў: «Вецер, вецер, ты магутны ...»

Прыродны матэрыял. Пясок і вада. Пашумеў і ўцёк дождж, а вакол усё заззяла пад прамянямі сонца. Лужыны на асфальце вялікія і маленькія, глыбокія і дробныя - правярай палкай, не нагою! А тата прапануе: называй, што тоне, што плавае, а потым правярай - кідай у лужыну. У ход пайшлі камяні, жалуды, галінкі, кавалачкі папера.

Каменьчыкі і ракавінкі. Параўнайце матэрыял з дапамогай пальцаў: Гладкі - шурпаты. Мокрыя каменьчыкі цікавей сухіх. На што падобныя некаторыя з іх? Каменьчыкі можна сартаваць: вялікія-маленькія, чорныя-белыя. Мама малюе на пяску, а малы па контуры выкладвае каменьчыкі, а то і проста ўзоры, чаргуючы ракавінку-каменьчык.

Трава і кветкі. На палянцы блішчыць на сонцы зеляніна травы. Мама прапануе правесці руку, адчуць, якая далікатная траўка-муравка, шаўковая.

На зялёным дыване ярка вылучаюцца кветкі. У пачатку лета - дзьмухаўцы, затым рамонкі, званочкі, палявая гваздзіка. На што падобныя дзьмухаўцы? Мама думае, што на куранят, а малы - што на сонейка. Хай будзе так, трэба лічыцца з меркаваннем іншых. У дзіцяці выпрацоўваецца самаацэнка, ён адчувае сябе раўнапраўным членам сям'і.

Тата дастае лупу, каб лепей разглядзець тоненькія пялёсткі гвоздічкі. Разгледзелі і рамонак. Мама кажа, што ў яе пялёсткі, як вейчыкі. Цікавае параўнанне. А якія вейкі ў таты? Мама з усмешкай прапаноўвае: «Адгадайце маю загадку:« Стаяць у полі сястрычкі - жоўтае вочка, белыя вейкі ».

І кожны раз можна практыкавацца ў адным і тым жа з невычэрпным цікавасцю: дзе нарцыс, дзе цюльпан? Знайдзі цюльпаны рознай афарбоўкі і назаві яе. Праводзячы пальчыкам знізу ўверх, называй: сцябло, ліст, кветка. Адны кветкі высокiя, другiя нізкія, у адзных пухнатыя галоўкі, у іншых - маленькія. Напрыклад, рэзеда. І ўсюды мама вучыць беражліва ставіцца да раслін, не рваць без патрэбы, не  камячыць. А тата беражліва хавае ў далонях галоўку кветкі, прапаноўваючы панюхаць і адгадаць: гэта рэзеда або рамонак? Пятуння або дзьмухавец?

Шышкі, жалуды. Разам з мамай так цікава разглядаць іх, параўноўваць па велічыні. Чый жолуд буйней? Які жолуд навобмацак? Падобны на каменьчык, гладкі. А калі ўзяць у рукі і камень, і жолуд, можна адрозніць? Вядома, камень цяжэй. Шышкі калючыя. А мама раскажа, хто сілкуецца жалудамі і чаму гузы такія калючыя. Яна ўсё ведае.

Куст і дрэва. Ідучы па парку звяртайце ўвагу на дрэвы. Адны высокія, іншы нізкія. Ведаеш, як адрозніць дрэвы ад кустоў? Правядзі рукой - гэта ствол, ён шурпаты. Дастаў да лісця? Няма? гэта дрэва.

Крыніца:

https://nsportal.ru/

Выхавальнік дашкольнай адукацыі                                                        Л.А.Майсейчык

свернуть

Юныя даследчыкі

 Мы хочам бачыць нашых дзяцей дапытлівымі, якія ўмеюць арыентавацца ў навакольным становішчы, вырашаць праблемы, самастойнымі, творчымі асобамі. Гэта залежыць ад нашай сумеснай працы.

     Дзеці дашкольнага ўзросту праяўляюць вялікую цікавасць да прыроды. Няма такой з'явы, аб'екта, жывой істоты, якая  пакінула б іх абыякавымі. І хто ж лепш, чым бацькі, можа дапамагчы дзіцяці адкрыць для сябе гэты чароўны свет!

     «Раскажы - і я забуду, пакажы - я запомню, дай паспрабаваць - і я зразумею» - гаворыць кітайская прыказка. Засвойваецца ўсё трывала і надоўга, калі дзіця чуе, бачыць і робіць само.

      Дзіця само па сабе ўжо з'яўляецца даследчыкам, выяўляючы жывую цікавасць да рознай даследчай дзейнасці. Эксперыментальная дзейнасць дапамагае выхоўваць у дзецях імкненне да самастойнай пазнавальнай актыўнасці, а гэта мае вялікае значэнне для далейшага навучання дзіцяці.

      У працэсе назіранняў, даследаванняў дзіця атрымлівае магчымасць задаволіць ўласцівую яму дапытлівасць (Чаму? Навошта? Як? Што будзе, калі?), Адчуць сябе першаадкрывальнікам, даследчыкам, навукоўцам. Дзіця вучыцца рабіць высновы, вучыцца параўноўваць аналізаваць, абагульняць.

У сувязі з гэтым мы рэкамендуем вам у хатніх умовах прыцягваць дзіця да эксперыментальнай дзейнасці, найпростым доследам і назіранням.

     Даючы невялікія заданні-даручэнні мы выхоўваем ў дзіцяці адказнасць, вучым  бачыць сувязь  паміж дзеяннямі  і  вынікамі. Вы можаце пасадзіць расліну ці дрэўца, і даць свайму дзіцяці даручэнне сачыць за дадзенай раслінай - рыхліць зямлю, падвязаць, паліваць і г.д. Акрамя гэтага неабходна  назіраць за гэтай раслінай: якія ў яе лісточкі, на  што  падобныя, якія кветачкі, як змяняецца  расліна, якія насякомыя любяць да  яе прылятаць і іншыя.

     Працуючы  на  агародзе шмат розных цікавых гульняў можна  арганізаваць з вашым  дзіцем: “Адгадай загадку”, “Прыдумай загадку сам”, “На што падобнае?”, “Знайдзі  расліну па  апісанню”, “Падбяры прыметнікі”, і  іншыя. Дадзеныя заданні будуць  садзейнічаць развіццю мовы вашага дзіцяці, узбагачэнню яе словамі –прыметнікамі, будуць развіваць  фантазію, мысленне, назіральнасць, уменне выдзяляць асноўнае, адметнае, уменне параўноўваць. Акрамя гэтага дзіця будзе атрымліваць веды аб  будове раслін, спосабах догляду за імі, атрымаюць  веды аб неабходных умовах для іх росту.

Крыніца: https://nsportal.ru/

Выхавальнік дашкольнай адукацыі                                        Л.А.Майсейчык

свернуть

Загартоўваем дзіцячы арганізм у летні перыяд

Загартоўванне - сістэма медыцынскіх, педагагічных і сацыяльных мерапрыемстваў, накіраваных на павышэнне ўстойлівасці арганізма да неспрыяльных фактараў навакольнага асяроддзя.

 Загартоўванне - забеспячэнне аптымальнага спалучэння тэмпературы паветра і адзення дзіцяці, максімальнае знаходжанне дзяцей на паветры, рацыянальная арганізацыя сну, водныя працэдуры.

 Загартоўванне выхаванцаў ажыццяўляецца ў адпаведнасці з зацверджанай ва ўстаноўленым парадку вучэбнай праграмай дашкольнай адукацыі.

 Для арганізацыі загартоўвання выхаванцы павінны быць размеркаваны на дзве групы з улікам стану іх здароўя.

 Загартоўванне выхаванцаў праводзіцца з выкарыстаннем натуральных прыродных фактараў: паветра, вада, рассеяныя прамяні сонца.

 Арганізацыя загартоўваючага асяроддзя з'яўляецца галоўным фактарам загартоўвання дзяцей, што звязана з пастаянным яе ўздзеяннем на арганізм дзіцяці, у адрозненне ад кароткачасова дзеючых спецыяльных загартоўваючых працэдур. Асноўным патрабаваннем для правядзення загартоўвання дзяцей з'яўляецца забеспячэнне чыстага паветра і рацыянальнае спалучэнне тэмпературы паветра і адзення дзіцяці. Бактэрыяльная і хімічная чысціня паветра дасягаецца праветрываннем памяшканняў. Скразное праветрыванне, якое праводзіцца ў адсутнасць дзяцей, стварае магчымасць шматразовай змены паветра за кароткі тэрмін. Аднабаковае праветрыванне ў летні час праводзіцца бесперапынна.

 Пры  загартоўванні выхаванцаў павінны выконвацца наступныя прынцыпы:

-Улік стану здароўя;

-індывідуальных і ўзроставых асаблівасцяў дзіцяці.
  Паступовасць нарастання інтэнсіўнасці загартоўваючых мерапрыемстваў;
  Наяўнасць станоўчых рэакцый дзіцяці на праводзімыя загартоваючыя працэдуры;
Сістэмнасць загартоўвання (яно ажыццяўляецца круглы год, але яго віды і методыкі змяняюць у залежнасці ад сезону і надвор'я).
  Усе дзеці, якія наведваюць установу дашкольнай адукацыі і дзеці, якія паступаюць з сям'і (асабліва дзеці, якія пакутуюць хранічнымі захворваннямі) павінны быць загадзя агледжаны педыятрам, вузкімі спецыялістамі (іх прызначэння па аздараўленні дзяцей уносяцца ў медыцынскую карту дзіцяці з усімі дадзенымі аб стане яго здароўя з вызначэннем групы здароўя, наяўнасці прышчэпак і рэкамендацыямі па індывідуалізацыі рэжыму дня, аздараўленчых мерапрыемстваў).

 На падставе дадзеных у дашкольнай установе медыцынскім работнікам складаецца на 01.06. зводная табліца па групах здароўя, загартоўвання, фізкультуры.

 Для дзяцей ЧДБ загартоўваючыя мерапрыемствы ні ў якім выпадку не адмяняюцца, але праводзяцца па індывідуальным прызначэнні. Доктар прызначае для гэтых дзяцей спецыяльныя лячэбна-прафілактычныя мерапрыемствы. У комплексах ранішняй гімнастыкі прадугледжваюцца іншыя практыкаванні. Недапушчальнымі з'яўляюцца пераахаладжэнне і перагрэў дзіцячага арганізма.

 Арганізацыя паветраных ваннаў і захаванне працягласці прагулак (знаходжанне выхаванцаў на адкрытым паветры не радзей 2 разоў у дзень агульнай працягласцю не менш 3 гадзін 20 хвілін - 4 гадзін у залежнасці ад рэжыму дашкольнай установы) у адпаведнасці з вучэбнай праграмай дашкольнай адукацыі. Кіраўнік дашкольнай установы мае права прыняць рашэнне аб скарачэнні працягласці прагулак або іх забароне для выхаванцаў пры неспрыяльных умовах надвор'я (град, навальніца, праліўны дождж, ураган, пры хуткасці руху паветра больш за 2 м/сек і іншае). Гартаванне паветрам з'яўляецца найбольш "мяккай" загартоўваючай працэдурай. Аздараўленчае дзеянне паветра неабходна выкарыстоўваць пры арганізацыі дзённага сну. У цёплы час года рэкамендуецца дзённы (начны) сон пры адкрытых вокнах (пазбягаючы скразнякоў).

 Арганізацыя спецыяльных загартоўваючых працэдур - агульныя паветраныя ванны, знаходжанне выхаванцаў на вуліцы, у аблегчанай вопратцы або ў майцы і трусах. Працягласць паветранай ванны ў першыя дні 1,5-3 хвіліны. Штодня экспазіцыя павялічваецца на 30-40 секунд, даводзячы знаходжанне распранутымі да 15-20 хвілін.

 Арганізацыя загартоўваючых мерапрыемстваў – хаджэнне басанож па розных пакрыццях (пясок, жвір, трава і г. д.) з мэтай ўмацавання ступні. Пачынаць трэба гартаванне ў цёплыя, сонечныя дні з тэмпературай паветра да 22 °С, пастаянна павялічваючы час з 2-3 хвілін да 10-12 хвілін. Хаджэнне па "дарожцы здароўя" прадугледжвае наступны парадак яе элементаў: травяное покрыва, пясок, вільготны пясок, жвір, галька, круглыя бервяны мастком, круглыя камяні, травяное покрыва. Хаджэнне 2-3 разовае з таптаннем па мокрым пакрыцці (мешкавіне) ад 3 да 10 секунд. Для дзяцей групы ЧДВ - тое ж, але без вільготнага пяску. Для дзяцей пасля хваробы і ЧДБ рэкамендуецца хаджэнне па "дарожцы здароўя" у калготках і расшпіленай кашулі без таптання на мокрым пакрыцці на працягу 2 тыдняў, пры тэмпературы паветра не ніжэй 20 °С.

 Арганізацыя загартоўваючых мерапрыемстваў - кантраснае абліванне ног (можна спалучаць з мыццём ног пасля прагулкі). Для здаровых дзяцей абліванне ног пачынаюць вадой з тэмпературай 24-25 °С, затым 35-36 °С, і зноў 24°С. Кожныя 3-4 дні тэмпературу цёплай вады павышаюць на 1-2 °С да 40 °С, а халоднай адпаведна зніжаюць да 16-18 °С. Для аслабленых дзяцей тэмпература вады тая ж, але іншая паслядоўнасць: цёплая, халодная, цёплая. Пасля працэдуры ногі выціраюць сухім індывідуальным ручніком.

 Для правядзення водных працэдур гігіенічнага мыцця ног пасля прагулкі неабходна наступнае: лаўка або крэслы, драўляныя рашотачкі, ёмістасці з вадой, палівачкі, індывідуальныя ручнікі для ног.

 Да агульных загартоўваючых працэдур ставяцца абціранне, абліванне ўсяго цела, халодны і кантрасны душ, купанне ў адкрытых вадаёмах, басейнах-пляскальніцах. Агульныя водныя працэдуры (абліванне, абціранне, купанне) праводзяцца не раней, чым праз 3-4 хвіліны пасля ежы).

 Удзельнічаюць у арганізацыі загартоўвання выхаванцаў выхавальнікі, памочнікі выхавальнікаў, медыцынскі работнік.

 Адказнасць за правільную арганізацыю работы па загартоўванні дзіцячага арганізма нясуць загадчык і медыцынскі работнік (ацэньваюць эфектыўнасць уздзеяння сродкаў фізічнага выхавання на стан здароўя, ажыццяўляюць кантроль за арганізацыяй загартоўвання, методыкай правядзення загартоўвання, кантралююць санітарна-гігіенічны стан месцаў для правядзення загартоўвання, праводзяць санітарна-асветніцкую работу).

Літаратура:

Санітарныя нормы і правілы "патрабаванні для ўстаноў дашкольнай адукацыі", зацверджаныя пастановай Міністэрства аховы здароўя Рэспублікі Беларусь ад 2013/01/25№ 8
Шышкіна, В. А., Машчанка М. У, Якая фізкультура патрэбна дашкольніку? Дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Шышкіна В. А. Мазыр, 200.

Медыцынская сястра                                                  М.М.Цвяткова

свернуть
Меню раздела